Заказать звонок
0
Как создать сайт детского лагеря или раздел «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» на официальном сайте организации

Как создать сайт детского лагеря или раздел «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» на официальном сайте организации

С 1 апреля 2025 года все организации, занимающиеся отдыхом и оздоровлением детей (детские лагеря и подобные учреждения), обязаны создавать собственные официальные сайты или соответствующие разделы на сайтах организаторов лагерей, например, школ. Министерство просвещения РФ утвердило приказ № 201 от 14.03.2025, которым устанавливается примерная структура такого сайта и требования к формату размещаемой информации​. Данными правилами определены обязательные разделы, их подразделы, содержание сведений в каждом разделе, особенности отображения информации об услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также форматы представления данных. Ниже представлена подробная структура раздела «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» согласно приказу, с перечислением всех необходимых пунктов и рекомендациями по оформлению.

Обязательные разделы официального сайта организации отдыха детей

Примерная структура официального сайта детского лагеря включает 6 основных разделов (разделы или подразделы в зависимости от реализации на сайте)​:

  • «Об организации отдыха детей и их оздоровлении» – содержит базовые сведения об организации (описано подробнее далее).
  • «Деятельность» – информация о работе организации, программах и сменах.
  • «Материально-техническое обеспечение и оснащенность организации отдыха детей и их оздоровления» – данные об инфраструктуре, условиях проживания и др.
  • «Услуги, в том числе платные, предоставляемые организацией отдыха детей и их оздоровления» – сведения об оказываемых услугах, стоимости путевки и пр.
  • «Доступная среда» – сведения об условиях для детей с ОВЗ и инвалидов.
  • «Иная информация»дополнительные сведения по решению организации или требуемые законодательством РФ (раздел создается при необходимости)​.

Эти разделы должны быть легко доступны на сайте без какой-либо регистрации или авторизации пользователей. Вся информация в них представляется в формате отдельных страниц, либо в виде иерархического списка, либо в виде ссылок на соответствующие страницы/разделы сайта​.

Важно обеспечить, чтобы опубликованные сведения были актуальными, полными и соответствовали требованиям приказа. Ниже рассмотрим структуру и содержание каждого из перечисленных разделов.

Раздел «Об организации отдыха детей и их оздоровлении»

Первый обязательный раздел официального сайта – «Об организации отдыха детей и их оздоровлении». Если организация имеет отдельный сайт, этот раздел выступает как один из основных разделов сайта. Если же детский лагерь не имеет собственного сайта, а размещает информацию на сайте своего учредителя (например, на сайте образовательной организации), то именно специализированный раздел с таким названием должен быть создан на сайте учредителя​.

В этом разделе содержатся ключевые сведения об организации отдыха, сгруппированные по нескольким подразделам.

Подразделы раздела «Об организации»

Согласно приказу, раздел «Об организации…» обязательно включает 5 подразделов:

  • «Основные сведения» – общая информация о лагере.
  • «Документы» – официальные документы и локальные акты.
  • «Руководство» – данные о руководителе и администрации.
  • «Педагогический и вожатский состав» – сведения о сотрудниках и вожатых.
  • «Контакты» – контактная информация организации.

Ниже рассмотрим, какая именно информация должна размещаться в каждом из этих подразделов.

«Основные сведения»

В подразделе «Основные сведения» приводятся базовые данные об организации отдыха. Обязательны к опубликованию следующие сведения​:

  • Наименование организации. Полное наименование организации отдыха детей и их оздоровления, а также сокращенное (если имеется)​. Например: муниципальное автономное учреждение «Детский оздоровительный лагерь “Радуга”», сокращенно – МАУ ДОЛ «Радуга».
  • Руководитель. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации отдыха или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность​. Указывается должность (например, директор лагеря).
  • Организационно-правовая форма. Юридический статус организации отдыха (государственное учреждение, муниципальное автономное учреждение, частная организация и т.д.)​.
  • Тип организации отдыха. Категория лагеря – например, стационарный загородный лагерь, санаторно-оздоровительный лагерь, пришкольный лагерь дневного пребывания и т.п.
  • Адрес. Место нахождения организации отдыха (почтовый адрес), а также адреса филиалов или представительств, если таковые имеются​. Необходимо указать фактический адрес расположения лагеря.
  • Режим и график работы. Информация о режиме работы лагеря – сезонный (например, работает только летом в каникулы) или круглогодичный, а также график работы организации отдыха и ее филиалов (если имеются).​ Например: «Режим работы – сезонный (летние смены); график работы – ежедневно в период проведения смен с 8:00 до 20:00».
Все перечисленные «Основные сведения» обычно представлены на странице в текстовом формате. Для удобства восприятия их можно оформить в виде таблицы или списка. Главное – включить все указанные пункты (a–е) из приказа.
«Документы»

В подразделе «Документы» необходимо разместить копии ключевых нормативных актов, регламентирующих деятельность организации отдыха. Приказ предписывает опубликовать следующие документы (скан-копии или электронные версии)​:

  • Учредительные документы организации. Как правило, это устав организации отдыха (если лагерь – юридическое лицо) либо положение о лагере, иные учредительные акты.
  • Правила пребывания на территории организации отдыха. Локальный документ, устанавливающий правила поведения детей и порядок их нахождения в лагере​. (Примечание: разработка таких правил предусмотрена законодательством об отдыхе детей.)
  • Программа воспитательной работы и календарный план воспитательной работы организации отдыха​. Данный документ описывает воспитательные цели, мероприятия на смену и т.п.
  • Программа развития организации отдыха (при наличии)​. Если у лагеря есть утвержденная программа развития на несколько лет, ее копию также следует выложить.
  • Иные локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления деятельности лагеря (при наличии). Сюда могут относиться, например, положения о структурных подразделениях лагеря, правила внутреннего распорядка, инструкции по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования и др.

Все документы рекомендуется выкладывать в читаемом электронном виде (PDF или скан-копии хорошего качества) с актуальными редакциями. Рядом с каждым файлом целесообразно указать его название и дату утверждения, чтобы посетители понимали содержание без необходимости скачивания файла.

«Руководство»

Подраздел «Руководство» содержит информацию о руководящем составе лагеря. Требуется опубликовать следующие данные о должностных лицах​:

  • Руководитель организации отдыха. Указать ФИО руководителя (директора) лагеря и его должность.
  • Заместители руководителя. Если в лагере есть заместители директора (например, по воспитательной работе, по административно-хозяйственной части и т.д.), необходимо перечислить их: ФИО и занимаемая должность.
  • Руководители филиалов. Если у организации отдыха есть филиалы, указывается информация о руководителях этих филиалов (ФИО и должность каждого)​.

Данные можно оформить списком или таблицей. Например:

  • Директор лагеря – Иванов Иван Иванович.
  • Заместитель директора по воспитательной работе – Петров Петр Петрович.
  • Директор филиала лагеря «Сосновый бор» – Сидорова Светлана Сергеевна.

Важно отразить актуальные должности и ФИО полностью (с отчеством при наличии).

«Педагогический и вожатский состав»

В подразделе «Педагогический и вожатский состав» приводятся сведения о сотрудниках, непосредственно работающих с детьми, а также об иных работниках лагеря. Информация делится на две части:

а) Сведения о персонале лагеря. Необходимо перечислить всех педагогических работников и вожатых (а при желании – весь персонал организации отдыха) с указанием​:

  • ФИО каждого сотрудника (полностью).
  • Должность. Например, воспитатель, старший вожатый, методист, инструктор по спорту и т.д.
  • Уровень образования и квалификация. Для каждого педагога или вожатого следует указать уровень профессионального образования (например, высшее педагогическое, среднее специальное), наименование специальности или направления подготовки (по диплому), наличие ученой степени или звания (если применимо), а также присвоенную квалификацию​. Например: Иванова А.А. – воспитатель, высшее педагогическое образование (бакалавр по направлению «Педагогика»), квалификация «учитель начальных классов».

Эти данные обеспечивают прозрачность квалификационного состава лагеря для родителей и контролирующих органов.

б) Сведения о сотрудниках, ответственных за работу с детьми с ОВЗ. Отдельно нужно указать, есть ли в лагере специально ответственные сотрудники за работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Если такие сотрудники назначены, по каждому из них публикуется:

  • ФИО (полностью).
  • Должность. Например, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, специалист по работе с детьми с ОВЗ и т.п., на которого возложены обязанности по сопровождению таких детей.

Это требование связано с обеспечением инклюзивности: родителям важно знать, кто отвечает за поддержку детей с особыми потребностями. Если специальных ответственных нет, можно прямо указать, что штатных сотрудников, ответственных за ОВЗ, в организации нет (либо эти функции выполняет, к примеру, педагогический состав без выделения отдельных ставок).

При оформлении подраздела «Педагогический и вожатский состав» удобно использовать таблицу, где в колонках указаны ФИО сотрудника, должность, образование и квалификация. Сведения об ответственных за работу с ОВЗ можно либо выделить отдельно (например, под заголовком «Сотрудники, ответственные за доступную среду»), либо включить пометку в таблицу (например, «отв. за работу с ОВЗ» напротив фамилии нужных сотрудников).

«Контакты»

Подраздел «Контакты» содержит контактную информацию, по которой родители и заинтересованные лица могут связаться с организацией отдыха. Обязательны к размещению следующие сведения​:

  • Телефоны. Номера контактных телефонов организации отдыха детей. Рекомендуется указать городской телефон лагеря (если есть) и мобильный/диспетчерский номер, по которому можно оперативно связаться.
  • Адрес электронной почты. Официальный e-mail лагеря для обращений (если имеется)​. Если отдельной почты лагеря нет, может использоваться почта учредителя, но предпочтительно иметь собственный электронный адрес.
  • Почтовый адрес. Полный почтовый адрес (с индексом) для направления корреспонденции​. Обычно это совпадает с местом нахождения организации, указанным в «Основных сведениях».

Дополнительно в разделе контактов можно указать часы работы административной приемной, факс (если используется) и другие способы связи. Также хорошей практикой является размещение интерактивной карты или схемы проезда, однако приказом № 201 это не требуется – данные элементы добавляются по усмотрению организации.

Раздел «Деятельность»

Следующий крупный раздел сайта – «Деятельность». Здесь публикуется информация о процессах и программах, которые реализует организация отдыха в ходе своей работы с детьми. В разделе «Деятельность» должны быть отражены следующие сведения​:

  • Возрастная категория детей. Указывается, детей какого возраста принимает лагерь​. Например: «в лагере отдыхают дети в возрасте от 7 до 15 лет включительно». Если есть разные смены для разных возрастных групп, это можно уточнить.
  • Смены и сроки проведения. Приводятся актуальные даты проведения смен на текущий календарный год​. Обычно перечисляются смены (летние, зимние и др.) с указанием начала и конца каждой смены. Например: «1 смена: 1–21 июня 2025 г., 2 смена: 1–21 июля 2025 г. и т.д.». Информация должна обновляться ежегодно.
  • Реализуемые дополнительные образовательные программы. Если на базе лагеря проводятся кружки, секции, образовательные модули или дополнительные общеобразовательные программы (например, обучение навыкам туризма, изучение иностранного языка, IT-классы и пр.), необходимо перечислить эти программы​. Указывается название программы и, при желании, краткое описание или форма реализации. Если таких программ нет, можно отметить, что дополнительные образовательные программы отсутствуют.
  • Реализуемые дополнительные оздоровительные программы. В случае если лагерь имеет оздоровительный профиль (например, это санаторий или имеется медицинская лицензия на оздоровительные услуги), перечисляются дополнительные оздоровительные программы​. Это могут быть программы лечебно-профилактического характера, спортивно-оздоровительные мероприятия, закаливающие процедуры и т.п. (указывается при наличии таких программ). Если лагерь не реализует специальных оздоровительных программ, данный пункт можно опустить либо отметить их отсутствие.
  • Методические разработки. При наличии собственных методических материалов, программ или уникальных разработок в сфере детского отдыха и воспитания, лагерь может разместить сведения о них​. Например, авторские методики вожатской работы, программы патриотического воспитания и т.д. (указывается при наличии таких материалов). Этот пункт носит факультативный характер – если методических разработок нет, можно его не заполнять.

Раздел «Деятельность» даёт родителям и контролирующим органам представление о том, чем именно занимается организация отдыха, кроме базового присмотра за детьми. Здесь важно отразить образовательную и оздоровительную составляющую отдыха.

Раздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность»

Раздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность организации отдыха детей и их оздоровления» описывает инфраструктуру лагеря и условия, созданные для проживания, обучения и оздоровления детей. Согласно требованиям приказа, в данном разделе должна быть представлена информация по следующим пунктам​:

  • Дата ввода объектов в эксплуатацию и капитальный ремонт. Указывается, когда были введены в эксплуатацию основные объекты, используемые организацией отдыха – например, год постройки или открытия лагеря, корпусов, столовой и др. (для стационарных организаций отдыха). Также приводится дата проведения последнего капитального ремонта этих объектов (если проводился)​. Это важно для понимания состояния инфраструктуры лагеря.
  • Условия проживания детей. Описание жилищно-бытовых условий: в каких помещениях размещаются дети (корпуса, комнаты), по сколько человек в комнате, наличие удобств (санузлы в помещении или на этаже, душевые), мебель, постельные принадлежности, климатизация и т.п.​ Например: «Дети проживают в капитальных спальных корпусах, 4-местные комнаты, кровати одноярусные, на этаже имеются душевые и санузел».
  • Условия питания детей. Информация об организации питания: есть ли собственная столовая или пищеблок, сколько раз в день кормят детей, примерное меню или питание по сбалансированной программе, наличие диетического питания при необходимости​. Например: «Питание пятиразовое в собственной столовой лагеря; меню соответствует санитарным нормам, при необходимости обеспечивается диетический стол».
  • Оснащенность для образовательной и воспитательной деятельности. Сведения о материально-техническом обеспечении образовательного процесса в лагере​. Здесь перечисляется наличие оборудованных учебных кабинетов или классов для кружков, актового зала, библиотеки, компьютерного класса, спортивных сооружений (стадион, спортзал, бассейн), площадок для мероприятий, клубов по интересам и т.д.​ По сути, нужно описать всю инфраструктуру, которая используется для проведения занятий и мероприятий с детьми.
  • Оснащенность для оздоровительной деятельности. Если лагерь реализует оздоровительные услуги, необходимо указать информацию о материально-техническом обеспечении территории и объектов для оздоровления​. Например, наличие медицинского корпуса или пункта, физиотерапевтического оборудования, бассейна для лечебного плавания, спелеокамеры, спортгородка, банно-прачечного комплекса для санитарно-гигиенических процедур и т.п. Этот пункт обязателен только при условии, что организация осуществляет оздоровительную деятельность; если оздоровление не заявлено как профиль, данный подпункт может быть не применим​.

При подготовке раздела «Материально-техническое обеспечение…» можно разбить информацию на подразделы или списки: отдельно про здания и сооружения, отдельно про условия быта, отдельно про учебно-спортивную базу и т.д. Можно сопровождать текст фотографиями объектов (спальных корпусов, столовой, спортплощадки) для наглядности — законодательство этого не запрещает. Главное — полностью осветить перечисленные выше аспекты (a–д), чтобы у посетителя сайта сложилось полное представление о материальной базе лагеря.

Раздел «Услуги, в том числе платные»

В разделе «Услуги, в том числе платные, предоставляемые организацией отдыха детей и их оздоровления» публикуются сведения обо всех услугах лагеря, условиях их предоставления, а также финансовая информация. В соответствии с приказом № 201, необходимо отразить следующие пункты​:

  • Порядок оказания платных услуг. Если лагерь оказывает платные услуги (например, реализация путёвок за родительскую плату, дополнительные платные кружки или секции, прокат спортинвентаря и пр.), нужно описать порядок их предоставления​. Как правило, здесь следует разместить образец договора об организации отдыха и оздоровления ребёнка (договор на путёвку) либо публичный договор-оферту. Также можно указать реквизиты для оплаты, порядок заключения договора, правила возврата средств и т.п.
  • Стоимость пребывания. Приводится средняя стоимость одного дня пребывания в организации отдыха, а также стоимость путёвки на полную смену. Например: «Стоимость одного дня пребывания – 1500 руб.; стоимость путёвки на 21 день – 31 500 руб.». Если услуги бесплатны (например, лагерь полностью финансируется из бюджета), об этом также следует написать.
  • Компенсация стоимости. Указывается, предусмотрена ли компенсация (льгота) за счет средств региона части стоимости путёвки​. Во многих субъектах РФ действует возврат части средств родителям после лагеря – эту информацию необходимо донести. Если компенсации нет, можно отметить, что льгот нет или не предоставляются. Если есть – описать возможности и механизм компенсации: например, «родители могут получить компенсацию 50% стоимости путёвки, обратившись в комитет соцзащиты с документами…». (Данный пункт указывается при наличии соответствующих региональных мер поддержки).
  • Перечень документов для зачисления. Перечисляются все документы, которые необходимо предоставить для того, чтобы ребёнок был принят в лагерь. Обычно это заявление или путёвка, копия свидетельства о рождении (паспорта) ребёнка, медицинская справка установленной формы (о состоянии здоровья, прививках), справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, согласие родителей на обработку данных, договор и квитанция об оплате (если платно). Рекомендуется дать полный список конкретных документов.
  • Перечень необходимых вещей. Полезная для родителей информация – что нужно взять с собой ребёнку в лагерь. В соответствии с приказом следует разместить перечень одежды, обуви и предметов личной гигиены, необходимых для пребывания ребенка. Например: спортивная одежда, купальник, тёплая кофта, сменная обувь, средства личной гигиены (мыло, зубная щётка, паста, шампунь, полотенце), головной убор и пр. Этот список помогает родителям правильно собрать ребёнка на смену и также является обязательным пунктом размещения.

Раздел «Услуги…» должен давать полное представление об организационно-финансовых условиях отдыха в лагере. Желательно, помимо обязательной информации, дополнить его сведениями о бесплатных услугах (например, кружки, секции, экскурсии, которые включены в путёвку), о порядке предоставления льготных путёвок (если есть квоты за счет бюджета), контактами ответственных лиц по вопросам оплаты и оформления. Однако избыточной информации быть не должно – достаточно выполнить перечисленные требования приказа.

Раздел «Доступная среда»

Раздел «Доступная среда» посвящён условиям, созданным в лагере для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это очень важный раздел, обеспечивающий прозрачность инклюзивности среды. Он должен содержать исчерпывающие сведения по следующим пунктам (положения a–н приказа)​:

  • Специальные условия отдыха и оздоровления для детей с ОВЗ и инвалидов. Описание того, какие именно условия созданы, чтобы дети с ограничениями здоровья могли полноценно отдыхать и получать оздоровление в лагере​. Например: наличие отдельных отрядов или интеграция в общие отряды, специальные программы ЛФК, продлённый тихий час, щадящий режим дня и т.п.
  • Специальные условия охраны здоровья, включая питание. Указывается, какие меры принимаются для охраны здоровья детей с ОВЗ/инвалидов. Например: постоянное присутствие медицинского работника, специализированное меню с учётом диет (при необходимости), контроль приема лекарств, регулярный медосмотр, доступ к неотложной помощи. Отдельно отмечается организация питания: доступны ли диетические блюда, индивидуальное меню при аллергиях и т.д.
  • Условия хранения лекарств и лечебного питания. Если дети привозят с собой лекарства или специальные смеси/продукты, необходимо указать, как организовано их хранение​. Например: наличие медицинского кабинета или холодильника для хранения медикаментов, ведение журнала учета приема лекарств, выделенное место на кухне для хранения специализированного питания.
  • Специально оборудованные помещения и объекты. Перечень помещений и инфраструктуры, приспособленных для детей с ОВЗ и инвалидов​. Сюда относится: наличие пандусов и поручней на территории и в корпусах, лифтов или подъемников (если корпуса многоэтажные), специальных санитарных узлов для инвалидов-колясочников, пониженных подоконников, специализированных спортивных или игровых площадок, сенсорных комнат и т.д. Все объекты, адаптированные под нужды детей с инвалидностью, должны быть перечислены.
  • Специальные технические средства обучения и воспитания. Информация о том, имеются ли в лагере специальные учебные материалы или оборудование, учитывающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ​. Например: пособия с крупным шрифтом или шрифтом Брайля для слабовидящих, аудиоустройства, устройства для усиления звука для слабослышащих, тактильные игры, специальные спортивные тренажёры и т.п.
  • Условия беспрепятственного доступа к водным объектам. Если на территории есть бассейн или рядом расположен пляж/водоём, указывается, обеспечен ли доступ инвалидов к водным объектам​. Например, наличие специальных спусков в бассейн, поручней, удобных раздевалок; на пляже – настилы для колясок, пандусы к воде, сопровождение на воде и др. (Этот пункт отражается, если купание или бассейн входят в программу лагеря.)
  • Организация сопровождения детей с ОВЗ. Описывается, как осуществляется сопровождение детей-инвалидов при необходимости​. Приказом предусмотрено указать, организовано ли сопровождение ассистентом (помощником), оказывающим техническую помощь таким детям​. Например: «За каждым ребёнком с нарушениями опорно-двигательного аппарата закрепляется ассистент (вожатый или воспитатель), который помогает ему в передвижении и бытовых вопросах». Если отдельные ассистенты не предусмотрены, но функцию помощи выполняют вожатые, это стоит отметить.
  • Возможность самостоятельного передвижения по территории. Необходимо проинформировать, обеспечена ли безбарьерная среда на территории лагеря​. То есть, может ли ребёнок на инвалидной коляске или с другим ограничением самостоятельно (или с помощью минимальной помощи) перемещаться: имеется ли ровное покрытие дорожек, пандусы при входах в здания, широкие дверные проемы, отсутствие порогов и т.п. Если такие условия есть – описывается, если нет – указывается, какие препятствия имеются и как их преодолевают (например, помощь персонала).
  • Возможность посадки в транспорт перед входом на территорию. Указывается, есть ли оборудованные места для посадки и высадки детей-инвалидов из транспортных средств прямо перед входом на территорию лагеря или перед зданиями​. Например: специальная парковка для автомобилей, подвозящих инвалидов; съезды с бордюров; возможность подъезда автобуса вплотную к корпусу и т.п. Также указывается, могут ли дети-колясочники попасть внутрь транспортного средства (лагерного автобуса) и выйти из него — при наличии подъемников или с посторонней помощью​.
  • Доступ к информационным системам. В современном лагере могут быть информационные системы (например, электронный журнал, сайт, терминалы). Необходимо указать, адаптированы ли они для детей-инвалидов​. Например: официальный сайт лагеря имеет версию для слабовидящих (крупный шрифт, высокая контрастность); информационные киоски оснащены звуковым дубляжем; есть ли доступ к интернету для детей, в том числе с особенностями (учитывая специальные программы).
  • Специальное оборудование и носители информации. Описывается наличие в лагере специального оборудования (и носителей информации), обеспечивающего детям-инвалидам доступ к объектам и услугам с учетом их ограничений. Например: переносные пандусы, специальные кресла или стулья для душа, тактильные таблички на дверях с Брайлем, индукционные петли для слабослышащих в актовом зале, специальные спортивные коляски, аудиокниги и т.п.
  • Дублирование звуковой и зрительной информации. Указывается, реализовано ли в лагере дублирование важной информации для инвалидов​. Например: вся необходимая для ориентации информация продублирована зрительно и на слух – таблички продублированы шрифтом Брайля, важные объявления сопровождаются звуковым сигналом; визуальная “бегущая строка” или экраны для тех, кто не слышит объявлений. Особенно отмечается наличие надписей и знаков, выполненных шрифтом Брайля на важных объектах (палатах медпункта, комнатах гигиены и пр.).
  • Допуск собак-поводырей. В завершение раздела следует указать, допускается ли присутствие собак-поводырей на территории лагеря. Согласно закону, при наличии у незрячего ребенка документа о специальном обучении собаки-поводыря, такая собака должна быть допущена. Нужно отразить условия её нахождения: например, «Сопровождающая собака-поводырь допускается на территорию лагеря при наличии документов, подтверждающих её специальное обучение, в соответствии с законодательством».

Как видно, раздел «Доступная среда» весьма подробный. При его наполнении важно не ограничиваться общими фразами, а перечислить конкретные адаптационные мероприятия и условия. Рекомендуется структурировать этот раздел, разбив на подтемы: физическая доступность, медицинское обеспечение, сопровождение, информационная доступность и пр. Если каких-то условий нет, лучше честно указать их отсутствие, чем умолчать – это покажет прозрачность и позволит пользователю понять, над чем лагерю еще предстоит работать.

Формат представления информации

При создании всех вышеперечисленных разделов необходимо соблюдать установленный формат представления информации:

  • Свободный доступ. Сайт (или раздел на сайте) с информацией о лагере должен быть доступен любому посетителю без требовательности регистрации, паролей и пр. Все страницы со сведениями открыты без регистрации и иных условий.
  • Отдельные страницы или список. Согласно Приказу 201 сведения могут быть реализованы как отдельные веб-страницы (для каждого подраздела или группы сведений), либо в виде иерархического списка на одной странице, либо посредством гиперссылок на другие разделы сайта, если информация уже присутствует там​. Например, раздел «Документы» может содержать ссылки на файлы или на страницу «Документы» образовательной организации (если лагерь действует при школе и документы общие). Формат представления – на усмотрение организации, главное, чтобы пользователь легко находил нужные данные.
  • Обозначение файлов. Если какие-либо сведения выкладываются в виде файлов для скачивания (документы, программы), около ссылки на файл должно быть указано назначение этого файла. То есть, просто выложить файл с непонятным названием недостаточно – нужно подписью пояснить, что это (например, «Устав лагеря», «Правила пребывания.pdf»).
  • Актуальность и обновление. Формат подразумевает, что информация должна поддерживаться в актуальном состоянии. Например, даты смен, стоимость путевок, контактные телефоны – все изменения нужно своевременно отражать на сайте. Рекомендуется проставлять дату последнего обновления раздела.
  • Версия для слабовидящих. Хотя непосредственно приказ № 201 не расписывает это требование, существует отдельный приказ Минцифры России № 953 от 07.11.2023 об обеспечении условий доступности сайтов для инвалидов по зрению. Соответственно, официальный сайт организации отдыха детей должен иметь версии страниц для слабовидящих (переключатель шрифта, контрастности, озвучивание и др.). Это повышает удобство пользования ресурсом всеми категориями граждан.

Придерживаясь указанных правил, информация на сайте будет структурирована грамотно и в соответствии с нормативными требованиями. Необходимо регулярно проверять, что все ссылки работают, документы открываются, а контент разделов соответствует фактическому положению дел.

Ситуация: лагерь на базе образовательной организации

Особое внимание следует уделить случаю, когда детский лагерь (организация отдыха) создан как структурное подразделение образовательной организации – например, школьный лагерь дневного пребывания при школе. В этой ситуации у лагеря, как правило, нет отдельного сайта, и его учредителем является школа. Сайты школ регулируются другим нормативным актом (приказ Рособрнадзора № 1493 от 04.08.2023 о структуре сайтов образовательных организаций). Поэтому приказ № 201 Минпросвещения предусмотрел отдельное указание: на официальном сайте образовательной организации должен быть создан специализированный раздел «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении», в котором публикуется вся структура и информация, перечисленная выше​.

Проще говоря, школа на своем сайте добавляет новый раздел (в меню, на главной странице или в другом видном месте) под названием «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении». Внутри этого раздела располагаются все те же подразделы: «Основные сведения», «Документы», «Руководство», «Педагогический и вожатский состав», «Контакты», а также разделы «Деятельность», «Материально-техническое обеспечение…», «Услуги…», «Доступная среда» – по полной структуре, описанной выше​. Фактически, требования к содержанию остаются такими же, меняется лишь расположение информации – она интегрирована в сайт школы (или другого учредителя), а не вынесена на отдельный домен лагеря.

Важно: если организация отдыха действует на базе школы, информация о лагере не должна смешиваться с информацией о самой школе. Раздел нужно обособить и наполнить строго сведениями о лагере. Это позволит избежать путаницы и соответствовать требованиям законодательства.

Для других учредителей, выполняющих роль операторов детских лагерей, соблюдение этих требований так же обязательно. Приказ № 201 распространяется на все организации отдыха детей и их оздоровления, независимо от их организационно-правовой формы и принадлежности.

Правильное оформление раздела «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» на официальном сайте – залог прозрачности и доверия со стороны родителей и контролирующих органов. Структура, утвержденная приказом Минпросвещения РФ № 201, охватывает все аспекты деятельности детского лагеря: от общих сведений и документов до специальных условий для детей с ОВЗ. При создании данного раздела следует четко придерживаться перечисленных пунктов приказа​, обеспечивая полноту и актуальность информации. Разделы и подразделы нужно организовать логично, в виде удобного навигационного меню, а информацию – предоставить в понятном виде (тексты, списки, таблицы, ссылки на документы). Выполнение этих требований не только обеспечивает соблюдение законодательства, но и значительно повышает информативность сайта организации, помогая родителям ознакомиться с условиями отдыха и оздоровления детей.

Источники и нормативные документы:

  • Приказ Минпросвещения России от 14.03.2025 № 201 «Об утверждении примерной структуры официального сайта организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формата предоставления информации»​
  • Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 (требования к структуре сайта образовательной организации).
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 12.1 устанавливает обязанность размещения информации организациями отдыха детей).
  • Методические рекомендации Минпросвещения и Минобрнауки по организации отдыха детей (при необходимости можно добавить разъяснения).

Вопросы по приобретению модуля вы можете задать по телефону 8 (800) 2000-865 и электронной почте sale@simai.ru.