Как создать сайт детского лагеря или раздел «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» на официальном сайте организации
С 1 апреля 2025 года все организации, занимающиеся отдыхом и оздоровлением детей (детские лагеря и подобные учреждения), обязаны создавать собственные официальные сайты или соответствующие разделы на сайтах организаторов лагерей, например, школ. Министерство просвещения РФ утвердило приказ № 201 от 14.03.2025, которым устанавливается примерная структура такого сайта и требования к формату размещаемой информации. Данными правилами определены обязательные разделы, их подразделы, содержание сведений в каждом разделе, особенности отображения информации об услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также форматы представления данных. Ниже представлена подробная структура раздела «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» согласно приказу, с перечислением всех необходимых пунктов и рекомендациями по оформлению.
Обязательные разделы официального сайта организации отдыха детей
Примерная структура официального сайта детского лагеря включает 6 основных разделов (разделы или подразделы в зависимости от реализации на сайте):
- «Об организации отдыха детей и их оздоровлении» – содержит базовые сведения об организации (описано подробнее далее).
- «Деятельность» – информация о работе организации, программах и сменах.
- «Материально-техническое обеспечение и оснащенность организации отдыха детей и их оздоровления» – данные об инфраструктуре, условиях проживания и др.
- «Услуги, в том числе платные, предоставляемые организацией отдыха детей и их оздоровления» – сведения об оказываемых услугах, стоимости путевки и пр.
- «Доступная среда» – сведения об условиях для детей с ОВЗ и инвалидов.
- «Иная информация» – дополнительные сведения по решению организации или требуемые законодательством РФ (раздел создается при необходимости).
Эти разделы должны быть легко доступны на сайте без какой-либо регистрации или авторизации пользователей. Вся информация в них представляется в формате отдельных страниц, либо в виде иерархического списка, либо в виде ссылок на соответствующие страницы/разделы сайта.
Важно обеспечить, чтобы опубликованные сведения были актуальными, полными и соответствовали требованиям приказа. Ниже рассмотрим структуру и содержание каждого из перечисленных разделов.
Раздел «Об организации отдыха детей и их оздоровлении»
Первый обязательный раздел официального сайта – «Об организации отдыха детей и их оздоровлении». Если организация имеет отдельный сайт, этот раздел выступает как один из основных разделов сайта. Если же детский лагерь не имеет собственного сайта, а размещает информацию на сайте своего учредителя (например, на сайте образовательной организации), то именно специализированный раздел с таким названием должен быть создан на сайте учредителя.
В этом разделе содержатся ключевые сведения об организации отдыха, сгруппированные по нескольким подразделам.
Подразделы раздела «Об организации»
Согласно приказу, раздел «Об организации…» обязательно включает 5 подразделов:
- «Основные сведения» – общая информация о лагере.
- «Документы» – официальные документы и локальные акты.
- «Руководство» – данные о руководителе и администрации.
- «Педагогический и вожатский состав» – сведения о сотрудниках и вожатых.
- «Контакты» – контактная информация организации.
Ниже рассмотрим, какая именно информация должна размещаться в каждом из этих подразделов.
«Основные сведения»
В подразделе «Основные сведения» приводятся базовые данные об организации отдыха. Обязательны к опубликованию следующие сведения:
- Наименование организации. Полное наименование организации отдыха детей и их оздоровления, а также сокращенное (если имеется). Например: муниципальное автономное учреждение «Детский оздоровительный лагерь “Радуга”», сокращенно – МАУ ДОЛ «Радуга».
- Руководитель. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации отдыха или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность. Указывается должность (например, директор лагеря).
- Организационно-правовая форма. Юридический статус организации отдыха (государственное учреждение, муниципальное автономное учреждение, частная организация и т.д.).
- Тип организации отдыха. Категория лагеря – например, стационарный загородный лагерь, санаторно-оздоровительный лагерь, пришкольный лагерь дневного пребывания и т.п.
- Адрес. Место нахождения организации отдыха (почтовый адрес), а также адреса филиалов или представительств, если таковые имеются. Необходимо указать фактический адрес расположения лагеря.
- Режим и график работы. Информация о режиме работы лагеря – сезонный (например, работает только летом в каникулы) или круглогодичный, а также график работы организации отдыха и ее филиалов (если имеются). Например: «Режим работы – сезонный (летние смены); график работы – ежедневно в период проведения смен с 8:00 до 20:00».
«Документы»
В подразделе «Документы» необходимо разместить копии ключевых нормативных актов, регламентирующих деятельность организации отдыха. Приказ предписывает опубликовать следующие документы (скан-копии или электронные версии):
- Учредительные документы организации. Как правило, это устав организации отдыха (если лагерь – юридическое лицо) либо положение о лагере, иные учредительные акты.
- Правила пребывания на территории организации отдыха. Локальный документ, устанавливающий правила поведения детей и порядок их нахождения в лагере. (Примечание: разработка таких правил предусмотрена законодательством об отдыхе детей.)
- Программа воспитательной работы и календарный план воспитательной работы организации отдыха. Данный документ описывает воспитательные цели, мероприятия на смену и т.п.
- Программа развития организации отдыха (при наличии). Если у лагеря есть утвержденная программа развития на несколько лет, ее копию также следует выложить.
- Иные локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления деятельности лагеря (при наличии). Сюда могут относиться, например, положения о структурных подразделениях лагеря, правила внутреннего распорядка, инструкции по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования и др.
Все документы рекомендуется выкладывать в читаемом электронном виде (PDF или скан-копии хорошего качества) с актуальными редакциями. Рядом с каждым файлом целесообразно указать его название и дату утверждения, чтобы посетители понимали содержание без необходимости скачивания файла.
«Руководство»
Подраздел «Руководство» содержит информацию о руководящем составе лагеря. Требуется опубликовать следующие данные о должностных лицах:
- Руководитель организации отдыха. Указать ФИО руководителя (директора) лагеря и его должность.
- Заместители руководителя. Если в лагере есть заместители директора (например, по воспитательной работе, по административно-хозяйственной части и т.д.), необходимо перечислить их: ФИО и занимаемая должность.
- Руководители филиалов. Если у организации отдыха есть филиалы, указывается информация о руководителях этих филиалов (ФИО и должность каждого).
Данные можно оформить списком или таблицей. Например:
- Директор лагеря – Иванов Иван Иванович.
- Заместитель директора по воспитательной работе – Петров Петр Петрович.
- Директор филиала лагеря «Сосновый бор» – Сидорова Светлана Сергеевна.
Важно отразить актуальные должности и ФИО полностью (с отчеством при наличии).
«Педагогический и вожатский состав»
В подразделе «Педагогический и вожатский состав» приводятся сведения о сотрудниках, непосредственно работающих с детьми, а также об иных работниках лагеря. Информация делится на две части:
а) Сведения о персонале лагеря. Необходимо перечислить всех педагогических работников и вожатых (а при желании – весь персонал организации отдыха) с указанием:
- ФИО каждого сотрудника (полностью).
- Должность. Например, воспитатель, старший вожатый, методист, инструктор по спорту и т.д.
- Уровень образования и квалификация. Для каждого педагога или вожатого следует указать уровень профессионального образования (например, высшее педагогическое, среднее специальное), наименование специальности или направления подготовки (по диплому), наличие ученой степени или звания (если применимо), а также присвоенную квалификацию. Например: Иванова А.А. – воспитатель, высшее педагогическое образование (бакалавр по направлению «Педагогика»), квалификация «учитель начальных классов».
Эти данные обеспечивают прозрачность квалификационного состава лагеря для родителей и контролирующих органов.
б) Сведения о сотрудниках, ответственных за работу с детьми с ОВЗ. Отдельно нужно указать, есть ли в лагере специально ответственные сотрудники за работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Если такие сотрудники назначены, по каждому из них публикуется:
- ФИО (полностью).
- Должность. Например, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, специалист по работе с детьми с ОВЗ и т.п., на которого возложены обязанности по сопровождению таких детей.
Это требование связано с обеспечением инклюзивности: родителям важно знать, кто отвечает за поддержку детей с особыми потребностями. Если специальных ответственных нет, можно прямо указать, что штатных сотрудников, ответственных за ОВЗ, в организации нет (либо эти функции выполняет, к примеру, педагогический состав без выделения отдельных ставок).
При оформлении подраздела «Педагогический и вожатский состав» удобно использовать таблицу, где в колонках указаны ФИО сотрудника, должность, образование и квалификация. Сведения об ответственных за работу с ОВЗ можно либо выделить отдельно (например, под заголовком «Сотрудники, ответственные за доступную среду»), либо включить пометку в таблицу (например, «отв. за работу с ОВЗ» напротив фамилии нужных сотрудников).
«Контакты»
Подраздел «Контакты» содержит контактную информацию, по которой родители и заинтересованные лица могут связаться с организацией отдыха. Обязательны к размещению следующие сведения:
- Телефоны. Номера контактных телефонов организации отдыха детей. Рекомендуется указать городской телефон лагеря (если есть) и мобильный/диспетчерский номер, по которому можно оперативно связаться.
- Адрес электронной почты. Официальный e-mail лагеря для обращений (если имеется). Если отдельной почты лагеря нет, может использоваться почта учредителя, но предпочтительно иметь собственный электронный адрес.
- Почтовый адрес. Полный почтовый адрес (с индексом) для направления корреспонденции. Обычно это совпадает с местом нахождения организации, указанным в «Основных сведениях».
Дополнительно в разделе контактов можно указать часы работы административной приемной, факс (если используется) и другие способы связи. Также хорошей практикой является размещение интерактивной карты или схемы проезда, однако приказом № 201 это не требуется – данные элементы добавляются по усмотрению организации.
Раздел «Деятельность»
Следующий крупный раздел сайта – «Деятельность». Здесь публикуется информация о процессах и программах, которые реализует организация отдыха в ходе своей работы с детьми. В разделе «Деятельность» должны быть отражены следующие сведения:
- Возрастная категория детей. Указывается, детей какого возраста принимает лагерь. Например: «в лагере отдыхают дети в возрасте от 7 до 15 лет включительно». Если есть разные смены для разных возрастных групп, это можно уточнить.
- Смены и сроки проведения. Приводятся актуальные даты проведения смен на текущий календарный год. Обычно перечисляются смены (летние, зимние и др.) с указанием начала и конца каждой смены. Например: «1 смена: 1–21 июня 2025 г., 2 смена: 1–21 июля 2025 г. и т.д.». Информация должна обновляться ежегодно.
- Реализуемые дополнительные образовательные программы. Если на базе лагеря проводятся кружки, секции, образовательные модули или дополнительные общеобразовательные программы (например, обучение навыкам туризма, изучение иностранного языка, IT-классы и пр.), необходимо перечислить эти программы. Указывается название программы и, при желании, краткое описание или форма реализации. Если таких программ нет, можно отметить, что дополнительные образовательные программы отсутствуют.
- Реализуемые дополнительные оздоровительные программы. В случае если лагерь имеет оздоровительный профиль (например, это санаторий или имеется медицинская лицензия на оздоровительные услуги), перечисляются дополнительные оздоровительные программы. Это могут быть программы лечебно-профилактического характера, спортивно-оздоровительные мероприятия, закаливающие процедуры и т.п. (указывается при наличии таких программ). Если лагерь не реализует специальных оздоровительных программ, данный пункт можно опустить либо отметить их отсутствие.
- Методические разработки. При наличии собственных методических материалов, программ или уникальных разработок в сфере детского отдыха и воспитания, лагерь может разместить сведения о них. Например, авторские методики вожатской работы, программы патриотического воспитания и т.д. (указывается при наличии таких материалов). Этот пункт носит факультативный характер – если методических разработок нет, можно его не заполнять.
Раздел «Деятельность» даёт родителям и контролирующим органам представление о том, чем именно занимается организация отдыха, кроме базового присмотра за детьми. Здесь важно отразить образовательную и оздоровительную составляющую отдыха.
Раздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность»
Раздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность организации отдыха детей и их оздоровления» описывает инфраструктуру лагеря и условия, созданные для проживания, обучения и оздоровления детей. Согласно требованиям приказа, в данном разделе должна быть представлена информация по следующим пунктам:
- Дата ввода объектов в эксплуатацию и капитальный ремонт. Указывается, когда были введены в эксплуатацию основные объекты, используемые организацией отдыха – например, год постройки или открытия лагеря, корпусов, столовой и др. (для стационарных организаций отдыха). Также приводится дата проведения последнего капитального ремонта этих объектов (если проводился). Это важно для понимания состояния инфраструктуры лагеря.
- Условия проживания детей. Описание жилищно-бытовых условий: в каких помещениях размещаются дети (корпуса, комнаты), по сколько человек в комнате, наличие удобств (санузлы в помещении или на этаже, душевые), мебель, постельные принадлежности, климатизация и т.п. Например: «Дети проживают в капитальных спальных корпусах, 4-местные комнаты, кровати одноярусные, на этаже имеются душевые и санузел».
- Условия питания детей. Информация об организации питания: есть ли собственная столовая или пищеблок, сколько раз в день кормят детей, примерное меню или питание по сбалансированной программе, наличие диетического питания при необходимости. Например: «Питание пятиразовое в собственной столовой лагеря; меню соответствует санитарным нормам, при необходимости обеспечивается диетический стол».
- Оснащенность для образовательной и воспитательной деятельности. Сведения о материально-техническом обеспечении образовательного процесса в лагере. Здесь перечисляется наличие оборудованных учебных кабинетов или классов для кружков, актового зала, библиотеки, компьютерного класса, спортивных сооружений (стадион, спортзал, бассейн), площадок для мероприятий, клубов по интересам и т.д. По сути, нужно описать всю инфраструктуру, которая используется для проведения занятий и мероприятий с детьми.
- Оснащенность для оздоровительной деятельности. Если лагерь реализует оздоровительные услуги, необходимо указать информацию о материально-техническом обеспечении территории и объектов для оздоровления. Например, наличие медицинского корпуса или пункта, физиотерапевтического оборудования, бассейна для лечебного плавания, спелеокамеры, спортгородка, банно-прачечного комплекса для санитарно-гигиенических процедур и т.п. Этот пункт обязателен только при условии, что организация осуществляет оздоровительную деятельность; если оздоровление не заявлено как профиль, данный подпункт может быть не применим.
При подготовке раздела «Материально-техническое обеспечение…» можно разбить информацию на подразделы или списки: отдельно про здания и сооружения, отдельно про условия быта, отдельно про учебно-спортивную базу и т.д. Можно сопровождать текст фотографиями объектов (спальных корпусов, столовой, спортплощадки) для наглядности — законодательство этого не запрещает. Главное — полностью осветить перечисленные выше аспекты (a–д), чтобы у посетителя сайта сложилось полное представление о материальной базе лагеря.
Раздел «Услуги, в том числе платные»
В разделе «Услуги, в том числе платные, предоставляемые организацией отдыха детей и их оздоровления» публикуются сведения обо всех услугах лагеря, условиях их предоставления, а также финансовая информация. В соответствии с приказом № 201, необходимо отразить следующие пункты:
- Порядок оказания платных услуг. Если лагерь оказывает платные услуги (например, реализация путёвок за родительскую плату, дополнительные платные кружки или секции, прокат спортинвентаря и пр.), нужно описать порядок их предоставления. Как правило, здесь следует разместить образец договора об организации отдыха и оздоровления ребёнка (договор на путёвку) либо публичный договор-оферту. Также можно указать реквизиты для оплаты, порядок заключения договора, правила возврата средств и т.п.
- Стоимость пребывания. Приводится средняя стоимость одного дня пребывания в организации отдыха, а также стоимость путёвки на полную смену. Например: «Стоимость одного дня пребывания – 1500 руб.; стоимость путёвки на 21 день – 31 500 руб.». Если услуги бесплатны (например, лагерь полностью финансируется из бюджета), об этом также следует написать.
- Компенсация стоимости. Указывается, предусмотрена ли компенсация (льгота) за счет средств региона части стоимости путёвки. Во многих субъектах РФ действует возврат части средств родителям после лагеря – эту информацию необходимо донести. Если компенсации нет, можно отметить, что льгот нет или не предоставляются. Если есть – описать возможности и механизм компенсации: например, «родители могут получить компенсацию 50% стоимости путёвки, обратившись в комитет соцзащиты с документами…». (Данный пункт указывается при наличии соответствующих региональных мер поддержки).
- Перечень документов для зачисления. Перечисляются все документы, которые необходимо предоставить для того, чтобы ребёнок был принят в лагерь. Обычно это заявление или путёвка, копия свидетельства о рождении (паспорта) ребёнка, медицинская справка установленной формы (о состоянии здоровья, прививках), справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, согласие родителей на обработку данных, договор и квитанция об оплате (если платно). Рекомендуется дать полный список конкретных документов.
- Перечень необходимых вещей. Полезная для родителей информация – что нужно взять с собой ребёнку в лагерь. В соответствии с приказом следует разместить перечень одежды, обуви и предметов личной гигиены, необходимых для пребывания ребенка. Например: спортивная одежда, купальник, тёплая кофта, сменная обувь, средства личной гигиены (мыло, зубная щётка, паста, шампунь, полотенце), головной убор и пр. Этот список помогает родителям правильно собрать ребёнка на смену и также является обязательным пунктом размещения.
Раздел «Услуги…» должен давать полное представление об организационно-финансовых условиях отдыха в лагере. Желательно, помимо обязательной информации, дополнить его сведениями о бесплатных услугах (например, кружки, секции, экскурсии, которые включены в путёвку), о порядке предоставления льготных путёвок (если есть квоты за счет бюджета), контактами ответственных лиц по вопросам оплаты и оформления. Однако избыточной информации быть не должно – достаточно выполнить перечисленные требования приказа.
Раздел «Доступная среда»
Раздел «Доступная среда» посвящён условиям, созданным в лагере для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это очень важный раздел, обеспечивающий прозрачность инклюзивности среды. Он должен содержать исчерпывающие сведения по следующим пунктам (положения a–н приказа):
- Специальные условия отдыха и оздоровления для детей с ОВЗ и инвалидов. Описание того, какие именно условия созданы, чтобы дети с ограничениями здоровья могли полноценно отдыхать и получать оздоровление в лагере. Например: наличие отдельных отрядов или интеграция в общие отряды, специальные программы ЛФК, продлённый тихий час, щадящий режим дня и т.п.
- Специальные условия охраны здоровья, включая питание. Указывается, какие меры принимаются для охраны здоровья детей с ОВЗ/инвалидов. Например: постоянное присутствие медицинского работника, специализированное меню с учётом диет (при необходимости), контроль приема лекарств, регулярный медосмотр, доступ к неотложной помощи. Отдельно отмечается организация питания: доступны ли диетические блюда, индивидуальное меню при аллергиях и т.д.
- Условия хранения лекарств и лечебного питания. Если дети привозят с собой лекарства или специальные смеси/продукты, необходимо указать, как организовано их хранение. Например: наличие медицинского кабинета или холодильника для хранения медикаментов, ведение журнала учета приема лекарств, выделенное место на кухне для хранения специализированного питания.
- Специально оборудованные помещения и объекты. Перечень помещений и инфраструктуры, приспособленных для детей с ОВЗ и инвалидов. Сюда относится: наличие пандусов и поручней на территории и в корпусах, лифтов или подъемников (если корпуса многоэтажные), специальных санитарных узлов для инвалидов-колясочников, пониженных подоконников, специализированных спортивных или игровых площадок, сенсорных комнат и т.д. Все объекты, адаптированные под нужды детей с инвалидностью, должны быть перечислены.
- Специальные технические средства обучения и воспитания. Информация о том, имеются ли в лагере специальные учебные материалы или оборудование, учитывающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Например: пособия с крупным шрифтом или шрифтом Брайля для слабовидящих, аудиоустройства, устройства для усиления звука для слабослышащих, тактильные игры, специальные спортивные тренажёры и т.п.
- Условия беспрепятственного доступа к водным объектам. Если на территории есть бассейн или рядом расположен пляж/водоём, указывается, обеспечен ли доступ инвалидов к водным объектам. Например, наличие специальных спусков в бассейн, поручней, удобных раздевалок; на пляже – настилы для колясок, пандусы к воде, сопровождение на воде и др. (Этот пункт отражается, если купание или бассейн входят в программу лагеря.)
- Организация сопровождения детей с ОВЗ. Описывается, как осуществляется сопровождение детей-инвалидов при необходимости. Приказом предусмотрено указать, организовано ли сопровождение ассистентом (помощником), оказывающим техническую помощь таким детям. Например: «За каждым ребёнком с нарушениями опорно-двигательного аппарата закрепляется ассистент (вожатый или воспитатель), который помогает ему в передвижении и бытовых вопросах». Если отдельные ассистенты не предусмотрены, но функцию помощи выполняют вожатые, это стоит отметить.
- Возможность самостоятельного передвижения по территории. Необходимо проинформировать, обеспечена ли безбарьерная среда на территории лагеря. То есть, может ли ребёнок на инвалидной коляске или с другим ограничением самостоятельно (или с помощью минимальной помощи) перемещаться: имеется ли ровное покрытие дорожек, пандусы при входах в здания, широкие дверные проемы, отсутствие порогов и т.п. Если такие условия есть – описывается, если нет – указывается, какие препятствия имеются и как их преодолевают (например, помощь персонала).
- Возможность посадки в транспорт перед входом на территорию. Указывается, есть ли оборудованные места для посадки и высадки детей-инвалидов из транспортных средств прямо перед входом на территорию лагеря или перед зданиями. Например: специальная парковка для автомобилей, подвозящих инвалидов; съезды с бордюров; возможность подъезда автобуса вплотную к корпусу и т.п. Также указывается, могут ли дети-колясочники попасть внутрь транспортного средства (лагерного автобуса) и выйти из него — при наличии подъемников или с посторонней помощью.
- Доступ к информационным системам. В современном лагере могут быть информационные системы (например, электронный журнал, сайт, терминалы). Необходимо указать, адаптированы ли они для детей-инвалидов. Например: официальный сайт лагеря имеет версию для слабовидящих (крупный шрифт, высокая контрастность); информационные киоски оснащены звуковым дубляжем; есть ли доступ к интернету для детей, в том числе с особенностями (учитывая специальные программы).
- Специальное оборудование и носители информации. Описывается наличие в лагере специального оборудования (и носителей информации), обеспечивающего детям-инвалидам доступ к объектам и услугам с учетом их ограничений. Например: переносные пандусы, специальные кресла или стулья для душа, тактильные таблички на дверях с Брайлем, индукционные петли для слабослышащих в актовом зале, специальные спортивные коляски, аудиокниги и т.п.
- Дублирование звуковой и зрительной информации. Указывается, реализовано ли в лагере дублирование важной информации для инвалидов. Например: вся необходимая для ориентации информация продублирована зрительно и на слух – таблички продублированы шрифтом Брайля, важные объявления сопровождаются звуковым сигналом; визуальная “бегущая строка” или экраны для тех, кто не слышит объявлений. Особенно отмечается наличие надписей и знаков, выполненных шрифтом Брайля на важных объектах (палатах медпункта, комнатах гигиены и пр.).
- Допуск собак-поводырей. В завершение раздела следует указать, допускается ли присутствие собак-поводырей на территории лагеря. Согласно закону, при наличии у незрячего ребенка документа о специальном обучении собаки-поводыря, такая собака должна быть допущена. Нужно отразить условия её нахождения: например, «Сопровождающая собака-поводырь допускается на территорию лагеря при наличии документов, подтверждающих её специальное обучение, в соответствии с законодательством».
Как видно, раздел «Доступная среда» весьма подробный. При его наполнении важно не ограничиваться общими фразами, а перечислить конкретные адаптационные мероприятия и условия. Рекомендуется структурировать этот раздел, разбив на подтемы: физическая доступность, медицинское обеспечение, сопровождение, информационная доступность и пр. Если каких-то условий нет, лучше честно указать их отсутствие, чем умолчать – это покажет прозрачность и позволит пользователю понять, над чем лагерю еще предстоит работать.
Формат представления информации
При создании всех вышеперечисленных разделов необходимо соблюдать установленный формат представления информации:
- Свободный доступ. Сайт (или раздел на сайте) с информацией о лагере должен быть доступен любому посетителю без требовательности регистрации, паролей и пр. Все страницы со сведениями открыты без регистрации и иных условий.
- Отдельные страницы или список. Согласно Приказу 201 сведения могут быть реализованы как отдельные веб-страницы (для каждого подраздела или группы сведений), либо в виде иерархического списка на одной странице, либо посредством гиперссылок на другие разделы сайта, если информация уже присутствует там. Например, раздел «Документы» может содержать ссылки на файлы или на страницу «Документы» образовательной организации (если лагерь действует при школе и документы общие). Формат представления – на усмотрение организации, главное, чтобы пользователь легко находил нужные данные.
- Обозначение файлов. Если какие-либо сведения выкладываются в виде файлов для скачивания (документы, программы), около ссылки на файл должно быть указано назначение этого файла. То есть, просто выложить файл с непонятным названием недостаточно – нужно подписью пояснить, что это (например, «Устав лагеря», «Правила пребывания.pdf»).
- Актуальность и обновление. Формат подразумевает, что информация должна поддерживаться в актуальном состоянии. Например, даты смен, стоимость путевок, контактные телефоны – все изменения нужно своевременно отражать на сайте. Рекомендуется проставлять дату последнего обновления раздела.
- Версия для слабовидящих. Хотя непосредственно приказ № 201 не расписывает это требование, существует отдельный приказ Минцифры России № 953 от 07.11.2023 об обеспечении условий доступности сайтов для инвалидов по зрению. Соответственно, официальный сайт организации отдыха детей должен иметь версии страниц для слабовидящих (переключатель шрифта, контрастности, озвучивание и др.). Это повышает удобство пользования ресурсом всеми категориями граждан.
Придерживаясь указанных правил, информация на сайте будет структурирована грамотно и в соответствии с нормативными требованиями. Необходимо регулярно проверять, что все ссылки работают, документы открываются, а контент разделов соответствует фактическому положению дел.
Ситуация: лагерь на базе образовательной организации
Особое внимание следует уделить случаю, когда детский лагерь (организация отдыха) создан как структурное подразделение образовательной организации – например, школьный лагерь дневного пребывания при школе. В этой ситуации у лагеря, как правило, нет отдельного сайта, и его учредителем является школа. Сайты школ регулируются другим нормативным актом (приказ Рособрнадзора № 1493 от 04.08.2023 о структуре сайтов образовательных организаций). Поэтому приказ № 201 Минпросвещения предусмотрел отдельное указание: на официальном сайте образовательной организации должен быть создан специализированный раздел «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении», в котором публикуется вся структура и информация, перечисленная выше.
Проще говоря, школа на своем сайте добавляет новый раздел (в меню, на главной странице или в другом видном месте) под названием «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении». Внутри этого раздела располагаются все те же подразделы: «Основные сведения», «Документы», «Руководство», «Педагогический и вожатский состав», «Контакты», а также разделы «Деятельность», «Материально-техническое обеспечение…», «Услуги…», «Доступная среда» – по полной структуре, описанной выше. Фактически, требования к содержанию остаются такими же, меняется лишь расположение информации – она интегрирована в сайт школы (или другого учредителя), а не вынесена на отдельный домен лагеря.
Важно: если организация отдыха действует на базе школы, информация о лагере не должна смешиваться с информацией о самой школе. Раздел нужно обособить и наполнить строго сведениями о лагере. Это позволит избежать путаницы и соответствовать требованиям законодательства.
Для других учредителей, выполняющих роль операторов детских лагерей, соблюдение этих требований так же обязательно. Приказ № 201 распространяется на все организации отдыха детей и их оздоровления, независимо от их организационно-правовой формы и принадлежности.
Правильное оформление раздела «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении» на официальном сайте – залог прозрачности и доверия со стороны родителей и контролирующих органов. Структура, утвержденная приказом Минпросвещения РФ № 201, охватывает все аспекты деятельности детского лагеря: от общих сведений и документов до специальных условий для детей с ОВЗ. При создании данного раздела следует четко придерживаться перечисленных пунктов приказа, обеспечивая полноту и актуальность информации. Разделы и подразделы нужно организовать логично, в виде удобного навигационного меню, а информацию – предоставить в понятном виде (тексты, списки, таблицы, ссылки на документы). Выполнение этих требований не только обеспечивает соблюдение законодательства, но и значительно повышает информативность сайта организации, помогая родителям ознакомиться с условиями отдыха и оздоровления детей.
Источники и нормативные документы:
- Приказ Минпросвещения России от 14.03.2025 № 201 «Об утверждении примерной структуры официального сайта организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формата предоставления информации»
- Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 (требования к структуре сайта образовательной организации).
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 12.1 устанавливает обязанность размещения информации организациями отдыха детей).
- Методические рекомендации Минпросвещения и Минобрнауки по организации отдыха детей (при необходимости можно добавить разъяснения).
Вопросы по приобретению модуля вы можете задать по телефону 8 (800) 2000-865 и электронной почте sale@simai.ru.